5 ноября на заседании Госсовета при президенте России, посвященном развитию русского языка, известный прозаик и публицист из Красноярского края Борис Екимов рассказал Владимиру Путину о закрытии школы в селе Большая Тихая Алтайского края. Писатель сообщил главе государства, что недавно там уволилась единственная учительница, и теперь дети вынуждены находиться в интернате. Соответствующая стенограмма опубликована на сайте Кремля. В ответ Екимову Путин заметил, что даже не государство, а муниципалитеты должны уделять данным проблемам больше внимания. Тем временем «Российской газете» удалось отыскать первых кандидатов на открытую в алтайской школе вакансию.

Писатель Екимов признался, что узнал о кризисной ситуации со школой в Алтайском крае из «Российской газеты». Он пояснил президенту, что прочитал про школьников села Большая Тихая Солонешенского района, которые попросту не пошли в свою школу, что крайне озадачило публициста. «Какая-то деревня совсем глухая, в которой нет даже ни телефона, ничего. И не нашли шофера автобуса, который бы подвозил их в школу соседнюю. Двух человек отправили в интернат. Понятно, что это такое – оторвать от родителей, семилетнего послать. А два человека так и остались дома, не пустили их родители в семь лет, говорят: «Да ладно, им чуть-чуть не исполнилось семь лет, пусть подождут». Я вспомнил Толстого. Филипок в школу пришел, ему шесть лет было, и все-таки учитель взял его, посадил, и у него началась школа. У нас, в нашем крае, все ребятишки пошли в школу. Даже в ту, которая топится углем до сих пор, хотя по двору ее уже 20 лет проходит газовая труба. Но у нас они пошли в школу все. А вот эти ребятишки остались дома. Кто их научит, в том числе и русскому языку?» — обратился к президенту выступающий и призвал его и собравшихся подумать о сельских школах.

В ответ Владимир Путин заявил, что если бы в то время, когда писали про Филипка, все было бы хорошо, революции 1917 года не случилось бы. «Видимо, там тоже было много своих проблем. Да, в советское время все было выстроено по-другому. Я еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что у нас по Конституции, к сожалению, муниципальный уровень власти отделен от государства. Мы взяли на себя обязательства международные, но как-то уж больно рьяно начали их исполнять, и такую норму заложили в основной закон страны. На практике это означает, что первичный уровень здравоохранения, в том числе на селе, оказался фактически отрезанным от областного, краевого и федерального. То же самое абсолютно в образовании происходит. Во всяком случае, так на практике все сложилось. А там, как правило, и денег не хватает ни на то, ни на другое, ни на третье. Или, может быть, и хватает, но тратят на другие цели», — констатировал президент. Он также добавил, что в вопросах, касающихся школ, не государство, а муниципалитеты должны уделять этому значительно больше внимания, чем уделяется сейчас.

На том же совещании Путин объявил и о новой цели государства – формировании «активной и целостной языковой политики, которая обеспечит сохранение и развитие русского языка, отечественной литературы и в России, и за рубежом». По его словам, будут пересмотрены законы о государственном языке и языках народов России, а для чиновников, школьников и СМИ утвердят нормы русского языка, использование которых будет обязательным. При этом, по данным «Ведомостей», при подготовке новых законов, а также словарей и справочников с обязательными нормами Путин поручил избегать «каких-то революционных изменений и уж тем более упрощенчества в пунктуации или орфографии»: «Напротив, она призвана утвердить нормы, которые и делают наш язык таким ярким и выразительным, одним из самых стройных, образных и красивых».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Какой праздник 11 ноября в России и мире

Позже Путин заявил, что против русского языка борются, «потому что нас еще побаиваются». Интерес к русскому языку в мире проснется, если экономика России будет развиваться, считает президент. Ученые в свою очередь пожаловались ему на косноязычие и необразованность нынешних школьников, получающих непроверенную информацию из «Википедии», а также на размеры школьных фондов, которые не позволяют своевременно обновлять словари и справочники. Сейчас в 80 % школ неактуальные словари, изданные до 1990 г., показал мониторинг Министерства просвещения. На это Путин предложил замену «Википедии» электронной версией Большой Российской новой энциклопедии: «Вот это будет, во всяком случае, достоверная информация – и в современной, кстати говоря, форме».

Тем временем ситуация с возможным возобновлением работы школы в селе Большая Тихая может решиться в ближайшее время. Так, по сведениям РГ, два педагога уже откликнулись на призыв издания найти учителя для этой малокомплектной школы. В администрацию Солонешенского района, где расположена деревня, позвонили учителя из Новосибирска и Московской области. Как сообщила газете начальник районного комитета по образованию и делам молодежи Надежда Шередеко, педагог из Новосибирска информацию о себе не предоставил, а вот учитель начальных классов из Московской области рассказала, что стаж у нее больше двадцати лет, она работала также детским психологом. Но пока претенденты только интересуются условиями работы.

Между тем ту же информацию корреспонденту «Банкфакса» та же чиновница подтвердить отказалась, заявив, что администрация не будет давать комментарии по этому поводу. Ее коллега, замглавы администрации Солонешенского района по социальным вопросам Галина Захарова, положила трубку, даже не выслушав вопроса редакции, и больше ее не взяла. Председатель Совета народных депутатов Солонешенского района Светлана Сафонкина также отказалась общаться на эту тему, заявив, что уже все рассказала ранее. В Карповском сельсовете, куда территориально относится село, заявили, что руководства на месте нет, а подчиненным ничего о претендентах-учителях в брошенную всеми школу неизвестно. В самой Карповской СОШ, где обучаются часть детей из села Большая Тихая, получить комментарий также не удалось — директор школы сначала была в кочегарке, а после, по словам коллег, занялась другими важными вопросами.

Напомним, в школе Большой Тихой в прошлом учебном году работала всего одна учительница, которая преподавала все предметы. Перед началом нового учебного года она покинула село, по имеющейся информации, уехав в Германию, и теперь детей здесь некому учить. Как рассказали в сельсовете, недавно школьников определили в соседнее село Карпово, где часть вынуждена жить на условиях интерната. «Их в понедельник привозят, а в пятницу увозят. Кто-то в интернате живет, а кто маленький – у родственников», — рассказали корреспонденту ИА «Банкфакс» в Карповском сельсовете. Также собеседник сообщил, что нового учителя подыскивают, но никто в село не рвется. Иронично, что перед отъездом последнего педагога сельскую школу качественно отремонтировали, но теперь она стоит без дела.